Чтоб не распалась связь времен (по страницам педагогических сочинений)

С чего начинается школа? С Учителя. Для скольких людей в жизни определяющую роль в дальнейшей судьбе сыграл учитель литературы: открытый им мир добрых и умных книг, любви к природе, дому, Отечеству.
Проект для династий педагогов-словесников России, с которым выступила наша некоммерческая организация «Центр дополнительного образования — «АЛЬФА-ДИАЛОГ», был поддержан президентским грантом от Союза пенсионеров России, что дало нам возможность привлечь внимание профессионального сообщества и общественности к проблеме преемственности между представителями разных педагогических поколений.
В декабре 2016 года мы объявили конкурс педагогических эссе. Среди предложенных тем — «Мой путь в профессию», «Письмо учителю-словеснику», «Трудности профессии: вчера и сегодня», «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» На конкурс поступило 278 работ из 53 регионов нашей страны.
Творческие работы педагогов — представителей династий словесников многоликой и многоязычной России, вчерашней и новой, — открыли нам мир человеческих судеб: нелегких, иногда драматичных, но по смыслу цельных и прекрасных. Эта цельность судьбы задана профессией — сеять разумное, доброе, вечное.
Перелистаем страницы педагогических эссе.
«Мы должны помнить, что учитель — чуть ли не единственная профессия, в которой профессиональные качества человека так же важны, как и личные качества. Это значит, что учитель вчера, сегодня, завтра — это человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий лучшее в другом человеке, способный возрождать души детей, наделенный Разумом, Добротой и Любовью» (Урсатьева Г. А.).
«Чем измеряется человеческая жизнь? Физически прожитыми годами? Скорее, чем-то другим… Может быть, следом, который остается в памяти земляков, друзей, учеников… Светом в сердцах людей… В этом смысл моей жизни и всей учительской династии Зиновьевых» (Васильева И. В.).
Что помогает поколениям понимать друг друга? Память, переданная через культуру, в которой царственное Слово — самый долговечный материал.
В работах учителей (эссе, письмах, очерках) затрагиваются острые проблемы современной педагогики и образования: Каким должен быть учитель? Как найти путь к сердцу ученика? Как воспитать у нового поколения привычку к чтению и любовь к родному языку? Что радует сегодня учителя и что его больше всего тревожит?
«Хочется, дорогая моя мама, пожаловаться тебе на то, что дети очень мало стали читать. Ты даже представить себе такого не могла! Часов литературы в учебном плане школы становится все меньше, информацию все чаще мы получаем из Интернета, а страдает при этом и устная, и письменная речь наших учеников. Ты можешь себе представить, чтобы «Войну и мир» Л. Н. Толстого читали в сокращенном варианте? Не избранные главы даже, а пересказ! Причем, не всегда верный тексту первоисточника. А наши современные ученики очень любят это делать. Еще десять лет назад я возмущалась этим фактом абсолютно безапелляционно. А теперь вот начинаю понимать, что это печальная неизбежность: слишком много информации должны запомнить, понять и переработать в сознании современные ученики. А они ведь все те же дети, которым хочется бесшабашно пошалить, поиграть. Уповаю на новые течения в отношении преподавания русского языка и литературы в школе и на изменения преподавания вообще всех предметов, чтобы у наших детей была не только учеба, но еще и детство» (Инжеватова Т. В.).
«Дети не учатся убийству у Достоевского — инструкции им дает телевиденье, где преступление показывается легко, почти весело и заканчивается обязательно вопросом к убийце: «У тебя все в порядке?» Все о’кей, и можно жить спокойно до очередного конфликта сильного парня с миром людей, отвыкающих от сострадания. Там не страшно, значит, можно, а у Достоевского страшно, всем страшно, поэтому убивать нельзя: это противоречит сути человека» (Щипакина Н. А.).

«Все знают точную примету: если встретились два учителя, то обязательно начнется педсовет. На своих семейных педсоветах мы часто размышляем о том, насколько изменилась школа, шагнув уже в век ХХI-й? Моего старшего коллегу беспокоят, конечно же, бесконечные реформы, которые будоражат наши школы. Действительно, мы постоянно что-то внедряем, пробуем, экспериментируем, отчитываемся, составляем диаграммы, вычерчиваем графики… Мы превратились в технологов. Как педагог я понимаю, что результаты работы, например, по литературе подчас сложно отследить и представить в таблицах, схемах, графиках и даже призовых местах… Как подсчитать коэффициент духовного интеллекта, который учащиеся ежедневно выносят с уроков? Они, скорее всего, в той жизненной позиции, с которой мой выпускник уйдет из школы. И здесь я поддерживаю утверждение замечательного педагога Ш. А. Амонашвили: «Все реформы начинаются не там, где они должны быть начаты, а там, где они изначально обречены на провал. Реформа начинается только в учителе. Если я — плохой учитель, дайте мне лучшие программы, во что они превратятся в моих руках? Если я хороший учитель, дайте мне плохие программы, что я с ними сделаю? Попытайся увидеть методику по-своему, и дай самого себя детям. Так кто реформирует школу? Министр со своей программой? Или я со своими личными истинами? Надо воспитывать учителя — мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни. Нынешние учителя рисуют середину XXI века»» (Петрова Н. А.).

Лучшие работы педагогов вошли в сборник, который будет подарен каждому из авторов. Такое издание выйдет в свет впервые, и мы очень рады такой возможности.
5 апреля на очный этап Форума в нашем прекрасном городе соберутся победители конкурса — представители более, чем 30 династий педагогов-словесников. Впереди у участников — дискуссии и мастер-классы, обмен опытом, профессиональное общение и просто радостная встреча коллег: опытных и совсем еще молодых, только начинающих свой педагогический путь.
Форум пройдет на разных образовательных и культурно-исторических площадках Санкт-Петербурга: в Доме ученых, Академии талантов (Каменноостровский дворец), Российском педагогическом университете имени А. И. Герцена.
Пожелаем участникам Форума теплой весенней встречи и радости общения!

Ядровская Елена Робертовна, директор АНО «ЦДО — «АЛЬФА-ДИАЛОГ», доктор педагогических наук, председатель Конкурсной комиссии

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий