Чтоб не распалась связь времен: Форум учителей-словесников России — представителей династий

Аннотация: В статье представлены результаты проведения Всероссийского педагогического форума «Чтоб не распалась связь времен». В рамках прошедшего в Санкт-Петербурге форума были реализованы действенные способы объединения педагогов-словесников и распространения методического опыта, сохранения традиций и развития отечественного образования; актуализирована значимость профессии учителя-словесника в жизни страны.

Профессия учителя русского языка и литературы отмечена особой аурой памяти, потому что человек на всю жизнь запоминает того, кто научил его родному языку и умению понимать родную литературу и культуру. Учитель-словесник соединяет времена, связанные текстами культуры. В российской школе изучение русского языка как родного и русской литературы выгодно отличается от западных аналогов. Накоплен огромный методический опыт воспитания талантливого читателя и формирования грамотного человека, богатой языковой личности. Эстафетная палочка методической науки должна передаваться от старших молодым.

Идея собрать учителей русского языка и литературы, чьи семейные истории насчитывают не одно поколение словесников, возникла не случайно. Перед современным образованием и каждым думающим учителем стоят вопросы: Как преподавать главные школьные предметы? Какова судьба литературы в школе? На каком русском языке будут говорить новые поколения россиян? Готов ли сегодня молодой учитель-словесник сеять разумное, доброе, вечное? Размышления над всеми этими отнюдь не праздными вопросами побудили нас организовать встречу учителей разных поколений в Санкт-Петербурге — литературном и методическом центре России.

Проект для династий педагогов-словесников России, с которым выступила некоммерческая организация «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — «АЛЬФА-ДИАЛОГ», был поддержан президентским грантом (конкурс, проведенный «Союзом пенсионеров России»), что дало возможность воплотить в жизнь эту идею. Форум педагогических династий прошел благодаря поддержке Научно-методического совета при ОО «АССУЛ». Научно-методический совет создан в 2015 году для объединения научного и кадрового потенциала нашей страны в области методики преподавания литературы и русского языка. В совет вошли ведущие ученые России, специалисты по методике преподавания русского языка и литературы. В организации и проведении Форума принимали участие председатель Научно-методического совета Е. Р. Ядровская, секретарь А. И. Дунев, члены совета Е. С. Роговер, Е. О. Галицких, М. А. Черняк.

Педагог-словесник — организатор гуманитарного пространства в школе. Учитель русского языка и литературы (в силу сложившейся в отечественном образовании традиции это один человек) раскрывает для школьников особенности вербального мышления и представляет ученикам образцы, лучшие примеры. Текст на уроках русского языка и литературы — главное средство освоения, усвоения и присвоения детьми культуры, прежде всего русской. Учителей-словесников отличает чуткое отношение к истории и современности. Они соединяют старшее и младшее поколения с помощью текстов культуры. Секреты учительского труда и верность профессии нередко передаются в семье. Так появляются педагогические династии.

Именно таких талантливых, чутких и внимательных учителей, несущих свет профессии, передавая его в своей семье, собрал Форум педагогических династий, проходивший под знаковым названием «Чтоб не распалась связь времен». На Форум приехали лучшие учителя-словесники, победившие в конкурсе педагогических эссе и историй династий учителей-словесников, из 21 региона России.

В декабре 2016 года был объявлен конкурс педагогических эссе. Среди предложенных тем: «Мой путь в профессию», «Письмо учителю-словеснику», «Трудности профессии: вчера и сегодня», «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» На конкурс поступило 278 работ из 53 регионов нашей страны. Активными участниками Форума на всех его этапах стали студенты 3 курса филологического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Итогом конкурса стала Книга историй [1] — жизненных и профессиональных судеб представителей династий словесников нашей Родины: той, что была царской Россией, той, что была великодержавным Советским Союзом и страной перестройки 90-х, и Россией сегодняшней: «Книга — поступок. Величие его в Памяти, Мудрости и Доброте, в сохранении нравственных ориентиров для будущих поколений России. Сотни человеческих судеб, переплетенных и скрепленных Словом…» (Иванова Елена Сергеевна); «Проект «Чтоб не распалась связь времен», по мнению всех учителей, собравшихся на Форуме, — лучший в нашей жизни. Книга рассказов и эссе, видимо, станет учебником по педагогике для коллег, детей и внуков» (Шишкунова Вера Анатольевна).

Студентка филологического факультета Анна Тубольцева, принимавшая участие в обработке эссе, отметила: «Именно такой педагогический конкурс дает возможность увидеть историю каждого города, села, каждой деревушки в лицах, показал нам, как важна и сложна работа учителя вне зависимости от республики, города или даже страны».

Так отреагировали студенты, познакомившись с материалами сборника: «Часто, сидя на парах, мы думаем, что вся педагогическая теория, которую нам преподают, далека от жизни и мало к ней применима. Все начинает представляться некой абстракцией. Возникает страх потеряться, не найти своего места в этой жизни после окончания университета, хочется услышать чье-то наставление, напутственное слово. Прочитав сборник «Чтоб не распалась связь времен», мы многому удивились, прежде несколько размытое представление о прошлом нашей страны предстало теперь в лицах и судьбах реальных людей. Мы поняли, что в руках держим историю целых поколений, и теперь во многом от нас зависит их будущее.

Прежде мы немного боялись нашей будущей профессии, было страшно идти в школу. Этот сборник укрепил нас в нашем стремлении и показал на опыте других, что бояться не нужно, что через тернии в конечном итоге мы доберемся до звезд».

Перелистаем страницы календаря Форума: всего три дня — 5, 6, 7 апреля.

Приезд в Петербург — это всегда праздник, двойной праздник — встреча с интересными людьми. На Форуме династий встретились люди, близкие по духу и родственные по отношению к профессии. Они знают, что служат важному делу — будущему России, будущему мира.

Дворцы, соборы, исторические улицы и площади Петербурга стали для участников прекрасным литературно-историческим интерьером и благодатной гуманитарной средой во время экскурсий, профессиональных дискуссий и мастер-классов.

Многие из участников Форума побывали в нашем городе впервые. Без их голосов рассказ о Форуме будет неполным. «Кажется, мгновения назад — родное село, трудовые будни (замечу — радостные!). Жизнь текла по привычной колее. И вот, как по мановению волшебной палочки, резкая смена декораций: пир для очей и духа — роскошная архитектура Петербурга, Невы державное теченье, абсолютно весеннее небо над головой», — написала Валеева Люция Равилевна, учитель из Республики Татарстан. Анастасия Сергеевна Сафронова, приехавшая из Новгородской области, в отзыве о Форуме высказала важную мысль: «Да, география Форума обширна… ведь если нас пригласили, значит, это кому-нибудь нужно…» «Город, который олицетворяет великую русскую культуру и литературу, подарил нам счастливые минуты уважения и общественного признания, ощущения значимости нашего труда, нашей жизни. Это был праздник профессионального общения и общности», — написали представители династии Гринберг-Вадовской.

Александр Владимирович Щипакин из Брянской области оценил место проведения Форума: «Замечательно, что в Форуме принимают участие педагоги разных поколений. Сочетание опыта и молодости приводит к рождению интересных идей. Прекрасно, что форум проходит в Санкт-Петербурге, городе поэзии, который своим видом уже настраивает на творчество и любовь к Родине».

5 апреля. Торжественное открытие Форума «Чтоб не распалась связь времен» символично прошло в Доме ученых и стало одним из самых ярких событий для всех, кто принял участие в мероприятии. Развитие науки, образования и культуры невозможно без преемственности в ценностях, традициях и культурных практиках между поколениями.

Участникам были представлены результаты студенческого исследовательского проекта по итогам заочного этапа: «Читая ваши работы, мы сумели не только понять, насколько может быть дорога вам ваша профессия, но и получить частичку вашего мира и вашей жизни, вдохновленной работой с учениками, их победами, их целеустремленностью» (Тубольцева Анна).

Трогательным моментом стала церемония вручения победителям дипломов, букетов и подарков. Сердечные приветственные слова от учителей-словесников Петербурга (Дмитрий Николаевич Мурин) и от Общероссийского профсоюза образования (Евгений Николаевич Романенков) прозвучали в адрес участников Форума.

Ярким творческим подарком участникам Форума от Лицея № 239 Санкт-Петербурга стала театральная композиция «Чудетство — Агния Барто на все времена», подготовленная учениками под руководством Татьяны Николаевны Поляковой, учителя русского языка и литературы. В завершении памятного вечера прозвучала классика в исполнении солистов Санкт-Петербургской консерватории. Абзалова Ляля Фануровна, учитель из Башкортостана, так оценила церемонию открытия: «За 25 лет работы в школе мне никто таких почестей не оказывал…»

Почетные гости Форума отметили особое внимание к людям пенсионного возраста, которые до сих пор передают свой бесценный опыт своим последователям. Приятно было встретить на Форуме бабушку и внучку, приехавших из Воронежа. В чертах лица, движениях, речи чувствовалась общность, которая, очевидно, проявляется и в профессиональной деятельности. Нет ничего более ценного для человека, чем найти свое продолжение в детях и внуках. На чествовании педагогических династий присутствовал легендарный ленинградский и петербургский Учитель-словесник, методист и ученый Дмитрий Николаевич Мурин. Среди участников Форума поддержку и понимание вызвали его слова о необходимости стабилизации современной образовательной ситуации. Учителю необходима уверенность в завтрашнем дне, понимание перспектив и направления развития школы. Российское образование, по словам заслуженного педагога, с 1983 года находится в состоянии постоянного реформирования. Если все время перестраивать свой дом, не имея четкого плана и постоянно меняя намерения, то жить в таком доме будет сначала неуютно, потом неудобно, а затем и невозможно. Отечественной системе образования необходимы постоянные неизменные ориентиры, которые даны нам традицией, культурой и связью поколений.

6 апреля. Этот день прошел в Каменноостровском дворце, где располагается «Академия талантов». В прекрасных залах дворца состоялись дискуссионные площадки и мастер-классы от педагогов Петербурга (М. А. Черняк, Т. Н. Полякова, В. В. Разумец, К. М. Полюдова, А. И. Дунев, Е. Р. Ядровская). «Русский язык и литература на уроке в школе: вчера, сегодня, завтра», «Какого ученика мы сегодня учим и какой учитель нужен сегодня школе и ребенку?» — вот главные вопросы, ставшие предметом серьезных размышлений учителей разных поколений и студентов — будущих педагогов-словесников.

«Проблемы, поднятые организаторами Форума, актуальны для современной школы. И их решение зависит не только от больших начальников, но и от нас, учителей маленьких школ, затерянных на просторах нашей большой Родины» (Грекова Елена Алексеевна); «Для меня, сельского учителя из глубинки, важно было услышать мнение каждого участника, понять, что проблемы у нас общие и решить мы их можем только вместе» (Нурмухаметова Татьяна Владимировна). «Работа Форума — это исследовательская лаборатория: мы творили и подводили итоги своего исследования» (Ткаченко Марина Борисовна).

После дискуссий и мастер-классов — листаем страницы петербургской методики, говорим об удивительных ученых-методистах нашего города: Зинаиде Яковлевне Рез, Тамаре Васильевне Чирковской, Терезе Георгиевне Браже, Владимире Георгиевиче Маранцмане, Ефиме Соломоновиче Роговере, Германе Николаевиче Ионине и многих-многих…

Вот как об этих днях пишут участники Форума: «Как важно понять, что ты нужен кому-то, что твой жизненный и профессиональный путь интересен и важен сейчас… Эти дни в Петербурге — словно чудо в жизни каждого из нас» (династия Мельник-Макарчук); «Мы почувствовали, что живем в огромной неделимой России, где, действительно, от сердца к сердцу, протянута времен связующая нить, которую не разорвать» (династия Щипакиных); «Мы уезжаем вновь влюбленными в свою профессию — учителя-словесника» (династия Бадмаринчиновых).

«Самое главное — на Форуме я почувствовала Дух школы, Дух честности и порядочности, Дух душевного благородства и совершенства, который пронесли сквозь годы учителя» (Местникова Римма Алексеевна); «Спасибо за внимание к учителям всех возрастов, но особенно к учителям-пенсионерам. Для нас это событие в последние годы редкое, очень нужное, особенное» (Сапегина Людмила Анатольевна).

7 апреля. Церемония закрытия прошла в Голубом зале Герценовского педагогического университета. Перед торжественной частью состоялся мастер-класс доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров) Елены Олеговны Галицких «Чтоб не распалась связь времен: от сердца — к сердцу…» Искусно методически и человечески сердечно и просто, открывая страницы своей педагогической истории, Елена Олеговна помогала каждому участнику прожить в это время свою жизнь и осмыслить свой путь в профессию, а будущим педагогам — найти опоры в книгах и людях, чтобы выбрать свою единственно верную дорогу: к детям, литературе, себе.

Торжественная церемония закрытия Форума началась выступлением Сергея Игоревича Богданова, и. о. ректора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Прозвучали искренние и доброжелательные отзывы, слова благодарности участников. Радостный подарок для участников Форума — приветствие ученого-методиста, поэта и учителя, жителя блокадного Ленинграда Ефима Соломоновича Роговера. Он произнес простые, но очень ценные слова о служении профессии.

В организации и проведении Форума большую роль сыграли студенты-филологи Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Будущие учителя работали с текстами конкурсных эссе, сопровождали участников, помогали в проведении мастер-классов. На церемонии закрытия они рассказали о том, как участие в Форуме, чтение учительских работ помогало им понять учительский труд, как любовь к профессии учителя-словесника «зарождалась сама».

Три дня Форума, по словам одного из участников, стали «маленькой жизнью», глотком «петербургского педагогического опыта».

«Форум оказал влияние на каждого, кому удалось принять в нем участие. Невозможно пройти «мимо» человеческих судеб, теплых традиций, передающихся из поколения в поколение, самопожертвования и в то же время чрезвычайного счастья, приносимого своим делом-подвигом, так любовно описанными в работах педагогов нашей страны. Каждая история — это жизни, которые мы пропустили через себя», — написали студенты филологического факультета Александра Бородич, Федор Мостовский, Анна Черненкова.

«Связь времен… связь городов, связь поколений, связь людей, любящих свое дело и отдающих ему свою жизнь (династия Пирожковых-Дуневых); «Как хорошо, что не распалась связь времен…» (Алямкин Анатолий Иванович).

Помощь и поддержка, обмен педагогическим опытом — все, что обеспечивает связь поколений, нужны всем нам: и тем, кто учит и учится сегодня, и тем учителям прежней и новой России, чей трудный путь стал страницей ее истории, и тем, кто будет после нас.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чтоб не распалась связь времен. Сборник педагогических эссе и историй династий учителей-словесников / под общей ред. Е. Р. Ядровской. — СПб.: Свое издательство, 2017. — 644 с.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий