Научная школа А. Д. Дейкиной

Научная школа Алевтины Дмитриевны Дейкиной

Научная методическая школа А. Д. Дейкиной «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка» создавалась в течение последних 25 лет, и в настоящий момент опыт научной школы представлен и защищён в 11 докторских и 16 кандидатских диссертациях под непосредственным руководством Алевтины Дмитриевны.

Научная школа создавалась на основе преемственности идей М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой, Н. М. Шанского, и в современной образовательной ситуации её основные идеи обоснованы и укрепляются высококвалифицированными специалистами (в Москве, Абакане, Оренбурге, Воронеже, Перми, Рязани, Саранске и др.). В научных исследованиях школы А. Д. Дейкиной рассматриваются проблемы формирования языковой личности с ценностным взглядом на русский язык как национально-культурный феномен, определяются концептуальные основы методической аксиологии как открытой системы формирования лингвистического мировоззрения и духовно-нравственного развития средствами русского языка, решаются задачи гармонического сочетания интеллектуального (рационального) и эстетического (образного, эмоционального) развития личности, осуществляется поиск условий для творческой самореализации личности, акцентируется внимание на развитии исторического мышления и исторической памяти, воспитании чувства национального самосознания и идентичности и др.

На сегодняшний день А.Д.Дейкина является признанным основателем крупнейшей отечественной методической школы словесников (о признании научной школы говорит информация в ряде источников).  Как основатель и действующий руководитель научной школы она отмечена дипломом заслуженного деятеля наук и дипломом основателя научной школы РАЕ.

В научной школе А. Д. Дейкиной идёт интенсивное развитие — её ученики и последователи создают свои научные школы с учётом аксиологической теории; разрабатываются вместе
с А. Д. Дейкиной и под её руководством новые направления — когнитивной методики, методики русского языка как метапредмета, формирования культурно-языковой компетенции и др.

Результаты проведённых исследований закреплены в большом числе монографий, учебных пособий, научно-методических статей, учебников для школы и вуза.

А. Д. Дейкина возглавляет диссертационный совет по теории и методике обучения и воспитания (РКИ и иностранные языки) в МПГУ, является членом двух других диссертационных советов (в МПГУ и в РУДН).

О.В. Алексеева

 

Опыт научной школы А.Д. Дейкиной: концептуальность аксиологического подхода в процессе преподавания русского языка