Мишатина Наталья Львовна

Доктор педагогических наук, профессор

Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, кафедра образовательных технологий в филологии.

Направления научной деятельности: антропологизация образования, методология методики, методическая лингвоконцептология, речевое развитие современного школьника, диагностирование и оценивание, русская словесность.

Методическая лингвоконцептология и антропопрактики

Трансдисциплинарный вектор методической 
лингвоконцептологии

Юбилейная монография Н.Л. Мишатиной

Список основных публикаций

Книжные издания

  • Мишатина Н.Л. Технология освоения концептов русской культуры: уч.-метод. пособие (Серия «Инновационные технологии в филологическом образовании»). СПб: Книжный дом, 2011. 80 с.

  • Диалог с концептами русской культуры / ред. Н.Л. Мишатина. М.: Рус. слово, 2010. 248 с. (Авт. 60 % –148 с.). [Рец.: О. Горошкiна. Рец. на метод. посiбник «Дiалог з концептами росiйськоi культури» для допрофiл. та профiльного навчання: росiйська мова, лiтература, суспiльствознавство за заг. ред. Н.Л. Мiшатиноi (М.: Рус. слово–РС. 2010. 248 с.) // Освiта на Луганщинi. Науково-метод. журнал. 2010. № 1 (32). С. 227– 228].

  • Мишатина Н. Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход: монография. СПб: Сага-Наука, 2009. 264 с.

  • Мишатина Н. Л. «Образ человека, в Слове явленный: освоение концептов русской культуры». Элект. курс по рус. языку для предпрофил. подготовки и профил. обучения: уч.-метод. пособие. СПб: Сага, 2005, 2007. 166 с.

  • Мишатина Н. Л., Бутолина Т. М. Рабочая тетрадь № 1 по рус. языку: элект. курс «Образ человека чувствующего, в Слове явленный: освоение концептов рус. культуры». Для предпрофил. и профильной школы. СПб: Сага, 2005, 2007. 144 с. (Авт. 67 %).

  • Мишатина Н. Л. Диалог с культурными концептами в 5–11 классах (русский язык, литература, развитие речи): уч.-метод. пос. СПб.: Сага-Наука, 2004. 256 с. [Рец.: Ходякова Л.А. Диалог с культурными концептами в школьном обучении // Рус. язык в шк. 2005. № 5. С. 98–100].

  • Мишатина Н. Л. Письменные творческие работы: диалог с мировоззренческими понятиями // Лит-ра: 9 кл.: метод. рек. М.: Просвещение., 2004. С. 251–261.

  • Мишатина Н. Л. «Как сердцу высказать себя?..» Теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода: уч.-метод. пособие. СПб: Милена, 2002, 2005. 260 с. [Рец.: Ядровская Е.Р. Вселенная слова // Практич. журнал для учителя и адм-ции. 2005. № 5. С. 48–52].

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

  • Мишатина Н. Л., Цыбулько И. П. Какие образовательные результаты мы формируем и оцениваем? / Педагогика. № 2. 2014. — С. 23–35.

  • Мишатина Н. Л., Цыбулько И. П. Оценивание личностных образовательных достижений учащихся: "здесь и теперь" или взгляд в будущее // Научное мнение. 2014. № 4. С. 222-230.

  • Мишатина Н.Л., Цыбулько И. П. Лингвоконцептоцентрическая модель мониторинга личностных образовательных достижений учащихся: в перспективе "идеального проекта науки" // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 165-169.

  • Мишатина Н. Л., Цыбулько И. П. Тексты, которые мы выбираем: в поисках идеального проекта методики XXI века // Педагогика. 2013. № 9. С. 21–28.

  • Н. Л. Мишатина. В поисках «жанрового пристанища» (методологические размышления) / Университетский научный журнал. Humanities and Science University Journal. № 4 (2013). — С. 160–171.

  • Н. Л. Мишатина. Методическая лингвоконцептология: формирующаяся научная школа или «невидимый колледж»? / Университетский научный журнал. Humanities and Science University Journal. № 3 (2012). — С. 69–78.

  • Н. Л. Мишатина. Лингвоконцептология как теоретико-прикладное направление современной методики / Университетский научный журнал. Humanities and Science University Journal. № 2 (2012). — С. 77–88.

  • Н.Л. Мишатина. Современная методика: инновационный путь развития / Русский язык в школе. 2009. № 2. — С. 3–6.

  • Мишатина Н. Л. Методологические основания школьной лингвоконцептологии // Вестник Северо-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: СОГУ, 2008. Т. 3. С. 40–45.

  • Мишатина Н. Л. Диалог культур: что значит «думать по-русски»? // Рус. язык в шк. 2008. № 3. С. 12–15.

  • Мишатина Н. Л «Образ человека чувствующего, в Слове явленный»: освоение концептов русской культуры. (Прогр. элект. курса) // Профильная шк. 2007. № 3 (24). С. 25–30.

  • Мишатина Н. Л. Речевое и литературное развитие школьников в процессе освоения концептов русской культуры (на примере концепта благоговение) // Лит. в шк. 2007. № 5. С. 27–30.

  • Мишатина Н. Л. Лингвокультурологическая концепция речевого развития старшеклассников на основе концептов русской. культуры // Мир русского слова. 2006. № 4. С. 76–81.

  • Мишатина Н. Л. Развитие речи учащихся на основе концептуального анализа слова // Рус. язык в шк. 2006. № 6. С. 19–22.

  • Мишатина Н. Л. Достоевский и Чехов: диалог с Совестью и Стыдом (по «лестнице контекстов») // Русская словесность. 2006. № 7. С. 59–67.

  • Мишатина Н.Л. Работа с художественным концептом как средство речевого развития школьника // Рус. язык в шк. 2006. № 3. С. 23–27.

  • Лингвокультурологические задачи на уроках развития речи / Русский язык в школе. 2005. № 4. — С. 11–14.

  • Мишатина Н. Л. Диалог с Обидой и Честью на уроках словесности // Рус. словесность. 2005. № 2. С. 66–73.

  • Мишатина Н. Л Диалог с Истиной в 9 классе// Рус. язык в шк. 2003. № 6. С. 3–8.

  • Мишатина Н. Л. Образ России на речеведческих уроках в 5 классе// Рус. язык в шк. 1996. № 2. С. 41–45.

Зарубежные публикации

  • Путь человека к самому себе лежит через мир. "Образ языка" XXI века и культуроориентированная методика его преподавания /О русском - на уроках: Сб. материалов, посвященных приобщению учащихся к русской культуре в процессе преподавания русского языка и литературы. - Киев, 2015. - 80 с. - (Библиотечка журнала "Русская школа". Вып. 3). - С. 4 - 10.

  • Мишатина Н. Л. "Гори и не гасни ... в храме природы негасимым желтым огоньком, свеча вечности". Работа с художественным концептом как средство речевого развития школьника" // Русская школа. 2013. № 4. С. 26–28.

  • Мишатина Н. Л. Новые формы творческих работ: методика и технология их освоения // Русский язык и литература в Азербайджане. 2012. № 3. С. 50–53.

  • Мишатина Н. Л. Взаимодействовать с миром на образном и ценностно-нравственном уровнях. Методика и технология освоения жанра эссе на основе концептов русской культуры // Русская словесность в школах Украины. 2012. № 3. С. 5–9.

  • Мишатина Н. Л., Шелгунова Г. В. Проведение интегрир. урока реч. развития старшекл-ков на основе концептуальной методики. // Русская словесность в школах Украины. 2012. № 2. С. 16–20.

  • Мишатина Н. Л. Формирование толерантной языковой личности школьника в условиях освоения базовых концептов русской культуры // Вicник Луг. нац. ун-ту iм. Т. Шевченка. Пед. науки. Ч. II. № 22. Листопад, 2010. С. 82–88.

  • Мишатина Н. Л., Ковалева Е. А. Путь к гармонии знаний и нравственности. Интеграция уроков рус. языка и лит. на базе ключевых концептов рус. культуры // Рус. словесность в школах Украины. 2010. № 2. С. 5–9.

  • Мишатина Н. Л. Путь человека к самому себе лежит через мир. «Образ языка» XXI века и культуроориентированная методика его преподавания // Рус. словесность в школах Украины. 2009. № 2. С. 2–4.

  • Мишатина Н. Л. Осознавать свои чувства и эмоциональные состояния. Обучение учащихсяся созданию метафорических портретов слова на уроках русской словесности // Рус. словесность в школах Украины. 2009. № 4. С. 5–9.

  • Мишатина Н. Л. Лингвоконцептоцентрическая методика как путь развития методики XXI века // Актуальнi проблеми слов`янськоi фiлологii. Серiя: Лiнгвiстика i лiтературозн-во: мiжвуз. зiрник наукових ст. Вип. 23. Ч. 1. // в. ред. В.А. Зарва. Бердянськ: БДПУ, 2009. С. 491–504.

  • Мишатина Н. Л. Речевое развитие старшеклассников: концептологический подход // Рус. язык в Армении. 2007. № 3. С. 13–19.

  • Мишатина Н. Л. Формирование лингвокультурологической компетенции как одна из целей изучения русского языка // Рус. язык в Армении. 2006. № 2. С. 30–36.

Иные статьи

  • Мишатина Н. Л., Быстрицкая М. А. Виртуальный концептуарий культуры как средство контекстного обучения в 9 классе / Педагогическая наука и современное образование: Сборник статей II Международной научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки 12 февраля 2015 года /Под ред. И. В. Гладкой, С.А. Писаревой – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.- 283 с. – С.82- 85.

  • Мишатина Н. Л., Цыбулько И. П. Антропологический поворот в лингвометодике: прогноз на будущее // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Ежегодный журнал. Выпуск XVI. Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2014. С. 477-485.

  • Мишатина Н. Л., Цыбулько И. П. Освоение метафизического языка практической философии человека в школе XXI века: опыт проблематизации /Сборник "Аксиология массовой культуры. Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура. СПб.: Изд-во Политехнич. ун-та, 2014. С. 510-517.

    Мишатина Н.Л. Лингвоконцептоцентрич. речевая среда и условия её проектирования // Иссл-ние возможностей социокультурной среды в образоват. процессе совр. школы»: межкаф. моногр. СПб, 2013. С. 63–70.

  • Мишатина Н. Л. Метафорич. портрет концепта: в поисках «жанрового пристанища» // Рус. слово: м-лы Междунар. НПК, посв. 90-летию со дня рожд. проф. Е.И. Никитиной. Вып. 5. Ч. 1. / отв. ред. С.В. Зуева. Ульяновск, 2013. С. 85–90.

  • Мишатина Н. Л. О полифонии методич. подходов к изучению рус. языка в пространстве культуры // Акт. проблемы фил-ии и пед-ой лингвистики: ежегод. журн. Вып. XV. Владикавказ, 2013. С. 337–344.

  • Мишатина Н. Л. Моделирование конструктивного диалога в контексте культуры в профильной школе // Динамика языковых и культурных процессов в совр. России: м-лы III Конгресса РОПРЯЛ / сост. Е.Е. Юрков, Л.В. Московкин, Т.И. Попова: в 2 т. Т. 2. СПб, 2012. С. 54–58.

  • Н. Л. Мишатина. Становление «практической философии» школьника в процессе освоения метафизического русского языка: опыт проблематизации // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное. Материалы Международной научно-практической конференции (20–21 марта 2014) — монография / научн. ред. и сост. д. п. н. проф. А. Д. Дейкина, д. п. н. проф. А. П. Еремеева, к. п. н. доц. О. Ю. Ряузова; составление — к. п. н. Р. К. Рамазанов. — М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2014. — 480 с. — С.55–62.

  • Мишатина Н. Л. Экономика знаний: уроки для методиста-гуманитария // Universum: Вестник Герц. ун-та. 2012. № 2. С. 24–27.

    Мишатина Н.Л. Концепт-ые основы построения лингвоконцептоцентрич. речевой среды // Акт. проблемы фил-ии и пед-ой лингвистики. Вып. XIV. Владикавказ, 2012. С. 37–43.

  • Мишатина Н. Л. Лингвоконцептоцентрич. подход как интегральная стратегия реч. развития шк-ков // Полифония методич. подходов к обуч-ю рус. языку: м-лы Междунар. научно-практической конференции. / науч. ред. А.Д. Дейкина. М., 2012. С. 122–127.

    Мишатина Н.Л. Учебное портретирование своих и других как основа конструктивного диалога в контексте культуры // Патриотизм в диалоге поколений: сб. науч. тр. СПб, 2012.

  • Мишатина Н. Л. Процедура обращения к лингвоконцептоцентрич. сверхтексту в процессе овладения концептосферой рус. культуры // Информационный континуум совр. коммуникации: процедуры декодирования: сб. ст. / ред. Н.Л. Шубина. СПб, 2011. С. 338–355.

  • Мишатина Н. Л. Методика и технология освоения новых жанровых форм на основе концептов рус. культуры // Языковая личность: Лингвистика. Лингвокультурология. Лингводидактика: м-лы Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием «Лингв. и лингвокультурологич. основы форм-ния языковой личности в условиях многоязычия» / отв. ред. Л.Г. Саяхова. Уфа, 2011. С. 265– 271.

  • Мишатина Н. Л. Лингвокультурологич. портрет как ключ к «языку» лексики «невидимого мира» // Уч. записки МГПИ. Серия: Яз-ние. Вып. 2. Ч. 1. Мурманск, 2002. С. 73–78.

  • Мишатина Н. Л. Язык. – Культура. – Личность: лингвокультурологич. аспект обуч-я // Новые аспекты в преп-нии рус. языка в школе и вузе: м-лы Междунар. научно-практической конференции. // сост. и науч. ред. А.Д. Дейкина, Л.А. Ходякова. М., 2002. С. 274–281.

    Мишатина Н.Л. Обучение концептам эмоций в 7–9 кл. на текстовой основе // Текст в пространстве культуры и обр-ния: сб. ст. в честь проф. Т.К. Донской. СПб, 2001. С. 182–195.

  • Мишатина Н. Л. Русская языковая личность: культурный концепт «свои – чужие» // Тенденции развития языкового и лит-го обр-ния в школе и в вузе: м-лы Междун. научно-практической конференции. СПб, 1998. С. 61–64.

Составление и редактирование

  • Диалог традиций и инноваций в условиях трансформации общества и культуры: сб. науч. ст. и метод. рек. по материалам I Междун. форума словесников (19–20 окт. 2012) / науч. ред. и сост. Н.Л. Мишатина, Е.Р. Ядровская. СПб, 2013.

  • Диалог с концептами русской культуры / ред. Н.Л. Мишатина. М., 2010. 248 с.