Блог

Обсуждаем интервью Дмитрия Быкова

Дмитрий Быков: у наших детей выдающийся интеллект! Статья опубликована в еженедельнике «Аргументы и Факты» № 36 02/09/2015 Полный текст статьи.

Сергей Грачёв, «АиФ»: Дмитрий, как минимум два раза в год — в начале учебного года и в конце — в обществе обсуждаются вопросы школьного образования. Практически все согласны с тем, что нужно что-то кардинально менять. В то же время есть ощущение, что с момента введения ЕГЭ, который все нещадно хают, кардинально в школе ничего не менялось.

Дмитрий Быков: Образование — сфера деликатная и сложная, и говорить о ней в идеале должны специалисты. А они знают, что проблем в этой сфере — как и у всей России — две. Первая: дефицит денег, мешающий привлечь в школу новых людей, и малые возможности профессионального и карь­ерного роста. Учитель — профессия, требующая огромных нервных и физических затрат. Попробуйте дать пять уроков подряд (бывает и больше), а вечером проверить сочинения — посмотрю я на вас. Это профессия молодых, быстрых людей с хорошей реакцией, с идеальной памятью, с отличной физической формой (плох учитель, который весь урок проводит сидя). Поэтому учителям нужны высокие зарплаты, но главное — перс­пективы. Чтобы к 40 годам он становился методистом и учил начинающих коллег, а в школе оставался, только если ему этого очень хочется или нужно для тонуса; чтобы учитель ездил за рубеж обмениваться опытом — и не только на Запад, но и на Восток, где этот опыт копился тысячелетиями (уверяю вас, это была бы лучшая народная дипломатия). Чтобы учитель, если он доказал своё право на это (например, победой в конкурсе «Учитель года»), давал в прайм-тайм открытые уроки по телевидению. — Про недостаток средств и внимания со стороны государства — понятно. А в чём суть второй проблемы?

Дмитрий Быков: В устаревших методиках да и самих программах обучения. Мы всё ещё учим по старинке: пол-урока объясняем, пол-урока спрашиваем. Но класс должен быть постоянно включён в дискуссию. Сведения можно почерпнуть из Интернета: учитель должен объяснять, где их брать и как с ними обращаться. Воспитывать умение самостоятельно мыслить, сопротивляться любому зомбированию — вот что необходимо в первую очередь.

— Кстати, а почему за столько лет советской истории у нас на генетическом уровне не выработался иммунитет к пропаганде? Почему у нас люди верят любой чуши?

— Потому что на уроках ученикам долдонят советские штампы, а они в окне ворон считают. Скучно им. Начнут долдонить другое — они и другое будут так же некритично повторять, как повторяли в конце 80-х. Критика где? Активность? Умение не соглашаться? И это не вопрос реформ. Нужно выдумывать новые способы контроля знаний, пускать детей в лаборатории, в университеты, на производство. Создавать школьные предприятия, как бывало в СССР. Доверять им делать собственные газеты и выпускать собственную валюту, как предлагал Януш Корчак (польский педагог, писатель, общественный деятель. — Ред.). Да и вообще, что из методик Корчака, Песталоцци, Сухомлинского помнят сегодня? В советское время имена педагогов-новаторов — Шаталова, Ильина, Соловейчика — знала вся страна, о них страстно спорили. А сегодня? Много ли вы знаете выдающихся учителей? Учить надо так, чтобы у ребёнка появлялось здоровое тщеславие, тяга к лидерству, чтобы ему было интересно и почётно считаться умным, — а у нас умников презирают, как в любом хулиганском сообществе. Заставьте школьника поучаствовать в дискуссии эволюционистов с креационистами, авангардистов с консерваторами, славяно-филов с западниками — словом, пока наша школа не освоит новые методики обучения, ролевые игры, лабораторные практикумы, пока этот опыт не будет тиражироваться, пока эта проб­лема не вернётся в СМИ, вы так и будете жить в позапрошлом веке, и то в гимназиях преподавали лучше. Педагогика ведь — как театр, это дело живое и глубоко личное.

Избранные посты
Архив
Подпишитесь
  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey Instagram Icon