Сосновская Ирина Витальевна

Доктор педагогических наук, доцент

Место работы: Иркутский государственный университет, кафедра филологии и методики.

Направления научной деятельности: Литературное развитие школьников, школьный литературный анализ и его технологии, современный урок литературы, образовательные и педагогические технологии в школьном литературном образовании.

Список основных публикаций

Публикации ВАК

  • Сосновская, И. В., Власевская, И. А. Углубление эмоционально-ценностного восприятия произведений читателем-школьником через приобщение к образу-символу / И. В. Сосновская, И. А. Власевская // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». – Чита : ЗабГГПУ, 2010. – № 6 (35). – С. 119-124.

  • Сосновская И. В. Роль механизма художественного обобщения в развитии образного мышления читателя-школьника Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. – Чита, ЗабГГПУ, 2010. – № 6 (35). - С. 114–118

  • Сосновская И. В. Углубление эмоционально-ценностного восприятия произведения читателем-школьником через приобщение к образу-символу Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. – Чита, ЗабГГПУ, 2010. – № 6 (35). С. 119 – 124.

  • Сосновская И. В. Читательская рефлексия как условие понимания ценностных смыслов в художественном произведении. Литература в школе № 5. 2011. С. 33–35.

  • Сосновская И. В. Концептологический подход к изучению литературы в средних классах /к постановке проблемы. «Вестник МГПУ», серия «Филологическое образование». № 2, 2011. С. 66 – 73. 0,6 п.л.

  • Сосновская И. В. Учитель и учёный по милости судьбы. Литература в школе № 7. 2012. С. 35–36.

  • Сосновская И. В. Традиции и инновации в школьном литературном образовании. Спор или диалог? -Литература в школе № 10. 2012. С. 18-21.

  • Сосновская И. В. Эмоционально-смысловая доминанта как инструментарий школьного литературного анализа. –М.:«Вестник МГПУ», серия «Филологическое образование». № 2 (9), 2012. С.89-97.

  • Сосновская И. В., Дроздова Н. В. Концепт как инструментарий формирования метапредметного знания в процессе преподавания литературы. – Казанская наука. №1 2013: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2013. С.309-313.

  • Сосновская И. В., Дроздова Н. В. Концепт как механизм взаимосвязи предметного и метапредметного знания в преподавании литературы// Филология и культура, 2015, №1(39), С.327-333.

 

Публикации РИНЦ

  • Теория и методика преподавания литературы в современном и социокультурном образовательном контексте / Альманах Университетский округ: прошлое и настоящее: Издательство АНО "Университетский образовательный округ". 2014, №1. — С.68–76.

  • Влияние социокультурных факторов на современное состояние литературного образования (статья). Crede Experto: международный электронный научно-педагогический журнал. 2014, №1

  • Сосновская И. В., Дроздова Н. В. Формирование метапредметного знания в процессе преподавания литературы через концептологический подход // Материалы 1 Международная научно-практическая конференция "Русистика на Северо-востоке России и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона" (11-13 сентября 2014 г.) [электронный ресурс] / под. ред. С.М. Петровой. – Электрон. текст. дан. (1 файл 5,3 Мб). – Киров: МЦНИП, 2014. – 223 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – ISBN 978-5-906223-46-3.

  • Активизация работы с «нелинейным знанием» как мотивационный аспект современного урока. – Иркутск: Crede Experto: международный электронный научно-педагогический журнал. 2014, №2 С277-287.

 

Монографии

  • Литературное развитие читателя-подростка. Монография. – Иркутск: Иркутский педагогический университет, 2003. – 236 с.

  • Проблемы анализа художественного произведения на уроках литературы в средних классах. Монография.- Южно-Сахалинск: СахГУ, 2007. – 240 с.

  • «Как слово наше отзовётся…» - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2013.- 199 с.

 

Учебные пособия

  • Живая методика. Литературное развитие пятиклассников. Методические рекомендации к курсу литературы пятого класса: Книга для учителя Иркутск: Иркут. гос.пед. ун-т, 2002. – 158 с.

  • «И творчество, и чудотворство». Уроки литературы в 5-8 классах. Пособие для учителя /Учебное пособие.– Иркутск: ИГПУ, 2004.– 146 с.

    Литература. 5 класс: Мифы народов мира. Устное народное творчество. Древнерусская литература. Русская литература XIX века (1 половина). / Пособие для учителя. – М: Айрис-Пресс, 2004. – 272 с.

  • Литература. 5 класс:Русская литература XIX-XX веков. Зарубежная литература. Пособие для учителя. – М: Айрис-Пресс, 2004. – 272 с

  • Живая методика. Литературное развитие шестиклассников: Книга для учителя. Метод. пособие. – Иркутск: ИГПУ, 2006.– 202 с.

  • Романичева, Е. С., Сосновская, И. В. Введение в методику обучения литературе (курс лекций). / Е.С. Романичева, И.В. Сосновская. (учебное пособие) – М.: Флинта, 2012. - 55 с.

  • Всего две темы /А.Платонов, А.Солженицын на уроке в 11 классе. Пособие для учителя. – Иркутск: Оттиск, 2012. – 154 с.

  • Литература. 11 класс. Методическое пособие / Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, И.В.Сосновская.- М.: Дрофа, 2011, 256 с.

Учебники

  • Литература. 11 кл. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений /Т. Ф. Курдюмова, О.Б. Марьина, Н.А. Демидова и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008 С. 260 – 357

  • Литература. 11 кл. В 2 ч. Ч.2./Т.Ф. Курдюмова, О.Б. Марьина, Н.А. Демидова и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008 С. 158 – 195

Иные публикации

  1. Некоторые вопросы преподавания литературы сегодня через призму основных законов методики

  2. Соотношение традиций и инноваций как проблема школьного образования

  3. Теория и методика преподавания литературы в современном социокультурном и образовательном контексте

  4. Читательская рефлексия как условие понимания ценностных смыслов в художественном произведении