Блог

Юбилей Ефима Соломоновича Роговера

Дорогие коллеги!

17 февраля исполняется 85 лет замечательному ученому, методисту, литературоведу, писателю, поэту Ефиму Соломоновичу Роговеру! Дорогой Ефим Соломонович! Своим беззаветным служением литературе вы вдохновляете уже не одно поколение ученых, учителей, студентов! Сил и здоровья, низкий поклон и долгие лета!

 

17 февраля нашему дорогому Ефиму Соломоновичу Роговеру исполняется 85 лет. Возраст солидный, но наш юбиляр бодр и полон жизненной энергии. Как и раньше в год выдает «на-гора» 2–3 монографии, десятка два статей, редактирует литературный журнал, участвует во многих культурных мероприятиях Санкт-

Петербурга. Его активная и подвижническая жизнь — пример для нас всех: ни дня без строчки. Жизнь творческая, рефлективная, углубленная в филологию и методику.

За свои почти 65 лет творческой биографии Ефим Соломонович написал около 900 статей, свыше 70 книг историко-литературоведческого и научно-методического характера и даже создал роман-исследование о Франсиско Гойя. Сейчас он заканчивает третий том фундаментального труда по методике

преподавания литературы. Труда, который мог бы составить честь целому творческому коллективу. Единственное, о чем жалеет Ефим Соломонович, ему не хватает сил и времени на новые путешествия не все еще материки и страны удалось ему посетить!

Поражает нас в юбиляре его какая-то неувядающая любознательность, желание охватить необъятное. Не иссякает кастальский ключ! Кажется, уже можно было бы и почивать на лаврах, ведь столько сделано, перепахано, засеяно и взрощено. Но

для Ефима Соломоновича жизнь — это упорный труд, лишения, ограничения ради весомого результата. Не многие из нас на это способны. Но без этого нет ни «слез, ни славы, ни любви»…

Что ж, пожелаем нашему дорогому юбиляру новых творческих вершин (еще остались непокоренные), надежного здоровья (не сметь болеть!) и, конечно, любви (его, по собственному признанию, женщины еще волнуют). Ну как же жить без любви филологу, художнику, который в свое время увез из полесского города Ровно свою золотоволосую Жар-Птицу!.

С юбилеем! Обнимаем и вместе с Вами радуемся жизненным достижениям, музыке, которая звучит в Вашей душе. Ваш юбилей — это еще не итог, это лишь новый рубеж.

Валерий Доманский

 

Ефим Соломонович Роговер… От (чего) в этом человеке столько силы, энергии, столько тепла, света? Может быть от того, что он — мальчик со скрипкой из блокадного Ленинграда (а это люди с другой планеты, особенные)? От того, что он — молодой человек, получивший филологическое, философское, театральное образование, и потому умеющий любить, сопереживать. Двери его гостеприимного дома, как и его сердце, всегда открыты для людей, которые в нем нуждаются…

Спокойный, теплый, он в то же время принципиален и тверд, когда реальность не соответствует его принципам, представлениям о том, как дОлжно. Есть у Ефима Соломоновича один особенный талант — трудолюбие! При его любви к искусству он способен к системной, ежедневной работе, которая для него потребность и радость, иначе не было бы изумляющего результата — более семисот публикаций, из них свыше пятидесяти книг!

Дорогой Ефим Соломонович, с Юбилеем! Путешествуйте, радуйтесь миру, пишите, радуя ваших читателей. Пусть Вам будет тепло , когда оглядываетесь на прошлое, не страшно и спокойно, когда заглядываете в будущее, и будьте счастливы в настоящем, здесь, сегодня, сейчас.

Обнимаем Вас, дорогой наш Человек, любим , надеемся на встречи.

Ваши Галина и Валентин Ачкасовы.

 

Доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Ефим Соломонович Роговер — известное, авторитетное имя в науке. На его счету более 800 работ, 56 книг, в настоящее время готовится к публикации новая книга – третий том методики преподавания литературы.

О необыкновенной широте кругозора Е. С. Роговера говорят его научные труды, посвящённые методическим проблемам, вопросам взаимодействия национальных культур в процессе литературного образования, драматургии и театру, русской литературе: монографии о А.С. Пушкине, Н. В. Гоголе, Л. Н. Толстом, А.Н. Островском, А.А. Фете; биографические очерки о писателях-современниках (33 имени, среди которых К.Симонов, В.Гроссман, Е. Евтушенко, В.Шукшин, Б.Окуджава, Л. Петрушевская, Т.Толстая). И это не случайно: в биографии Ефима Соломоновича старейший в России факультет русского языка и литературы ЛГПИ, впоследствии – аспирантура и докторантура Педагогического университета имени А.И. Герцена, философский факультет УМЛ, Театральный университет культуры.

Е.С. Роговер — Член Союза писателей. Известны его стихи о войне, дорогих и близких ему людях, об отце, участнике Великой Отечественной войне, природе, незабываемых местах на географической карте – белорусском городе Рогачёве, итальянской Венеции, городах Швейцарии; поэма об А.Ахматовой, роман о любимом художнике Франсиско Гойе.

Ефим Соломонович Роговер много сил и внимания уделяет проблемам изучения литературы в школе: автор программ по литературе, учебников, учебного пособия по русской литературе в 3-х томах и двухтомного исследования проблем изучения русской и зарубежной драматургии. Учёный использует культурологический подход к изучению литературы в школе, принцип диалога культур и интеграции разных видов искусств. В фундаментальном труде «Методика преподавания литературы» в главе «Содружество искусств на уроках литературы» Е.С. Роговер рассматривает сказку-феерию «Алые паруса» А. Грина на уроках внеклассного чтения в сопоставлении с киноинтерпретацией режиссёра А.Л. Птушко (1961), кроме того, знакомит школьников с творчеством этого режиссера. В этой же главе представлен сопоставительный анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский» с киноверсиями разных лет, экранная интерпретация трагедии В. Шекспира «Гамлет».

В поле научных интересов методиста изучение художественного произведения в родовой и жанровой специфике, изучение теории литературы – отдельных жанров, используемых в школьной практике (баллада, молитва, эпиграмма, пародия); изучение произведений в контексте мировой культуры: романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, повести Н.В. Гоголя «Шинель» (поэтика превращений у Гоголя и Гофмана), лирики А.А. Фета (влияние философии А. Шопенгауэра на мировоззрение А.А. Фета - освобождение человека от «злой воли» бытия посредством искусства, осознание человеческого несовершенства, особая роль интуиции, вдохновения в жизни человека).

Хочется отдельно сказать о монографии Е.С. Роговера «Творчество А.А. Фета», ставшей четвёртой в ряду фундаментальных книг петербургского профессора о русских классиках. В совокупности они составляют значительную и ценную серию исследований. В книге анализируются все сборники стихотворений поэта начиная от «Лирического Пантеона» и «Стихотворений А. Фета» (1850) и кончая несколькими выпусками «Вечерних огней» (1883–1891). Ценным в монографии является установление внутрипредметных связей в литературе. Так, отдельные главы освещают дружбу и сотворчество поэта с отечественными критиками – А. Григорьевым, А. Дружининым, В. Боткиным, Н. Страховым, В. Соловьёвым, каждый из которых дал оценку фетовского творчества и повлиял на становление литературных и эстетических взглядов поэта. В книге собран и осмыслен богатейший материал, позволяющий читателю представить напряженные перипетии литературной борьбы сороковых, шестидесятых и последующих годов эпохи. В монографии прослеживаются творческие связи Фета с наиболее значительными писателями времени: Н.А. Некрасовым, Ф.И. Тютчевым, И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым. Внимание читателей привлечет синтез различных искусств: поэзии, музыки, живописи. Глава «Образы изобразительных искусств в очерках и поэзии А. Фета» — одна из самых содержательных и интересных в книге.

Сфера научных интересов Е. С. Роговера широка: интерпретация текстов культуры, развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения литературы, проблемы эстетического развития обучающихся в школе и вузе, взаимодействие национальных культур в процессе литературного образования школьника, специфика элективных курсов, литературное краеведение – эти и другие направления методики преподавания литературы нашли достойное отражение в работах учёного с пятидесятилетним опытом преподавания в школе и тридцатилетним опытом педагогической деятельности в вузе.

Человек-легенда, филолог, педагог, методист Ефим Соломонович Роговер щедро делится с окружающими своей потрясающей творческой энергией, жизнелюбием, творческими идеями, достойно неся просветительскую миссию, воспитывая в читателях, учениках любовь и уважение к культуре, литературе, родному краю.

С юбилеем Вас, дорогой Ефим Соломонович!

Ирина Евгеньевна Брякова

 

Взаимодействие и синтез искусств в методическом творчестве Ефима

Соломоновича Роговера( к 85-летию).

Ефиму Соломоновичу Роговеру, известному ученому, методисту, филологу, занимающемуся актуальными проблемами изучения русской и зарубежной литературы в школе, автору книг, учебников монографий, эссе, сборников стихов, доктору педагогических наук, профессору в 2017 году исполняется 85 лет.

Многочисленные труды ученого разнообразны по жанру. Многие из них предназначены учителям литературы, студентам, изучающим русскую литературу, абитуриентам. Это учебные пособия по методике преподавания русской и зарубежной литературы, по русской литературе 20 века для средних специальных учебных заведений, учебники по русской литературе для средней школы, выдержавшие 12 изданий, программы. Фундаментальны его исследования по истории русской и зарубежной драмы — двухтомник,

учебное пособие по русской литературе в трех томах, вышедшая книга о творчестве Е. Раевского, которую читаешь с неподдельным интересом,

поскольку она открывает для читателей личность и творчество нашего

земляка Евгения Раевского и т. д. Всего и невозможно перечислить, библиография исследований Е.С.Роговера очень обширна.

Остановимся на наиболее значимых, на наш взгляд, трудах по методике преподавания литературы. Это в первую очередь учебное пособие «Методика преподавания литературы (этюды и очерки) Спб, 2010 г, которая ассоциативно напоминает «Очерки по методике литературного чтения» М.А.Рыбниковой. Учебное пособие Е.С.Роговера является значительным трудом в области методики преподавания литературы на сегодняшний день и актуальным для учителей и студентов филологов. Это своеобразное продолжение исследований в области методики преподавания литературы, которые были ранее представлены в пособии «Методика преподавания литературы» под ред. З.Я.Рез М., Просвещение. 1977. затем в учебнике «Методика преподавания литературы» для пед вузов под ред Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. М, Просвещение,. Владос в 2-х т. 1995. «Методика» Е.С.Роговера содержит шесть разделов, охватывающих

основные проблемы преподавания литературы в школе на современном этапе. В ней представлены методология учебной деятельности учащихся, типология уроков, описание методов и приемов анализа текста, специфика изучения произведений с учетом рода и жанра. Интересным и новым является установление родственных методологических связей методики преподавания литературы с другими методиками изучения, например, русского языка, истории, культурологии др.

В разные исторические периоды в методике преподавания литературы наблюдалось обращение к проблемам специфики читательской

деятельности, читательского восприятия текста, к разным смысловым его интерпретациям, образному и концептуальному пониманию литературного произведения. С этих позиций пристальное внимание уделяет ученый-методист проблемам изучения национальной, мировой и русской литературы в сравнительно-сопоставительном изучении. Для человека, живущего на рубеже XX и XXI веков, чрезвычайно важно познать мир своей национальной и мировой культуры в их взаимодействии. Только признав естественным процесс взаимообогащения духовного и культурного наследия различных народов, который служит источником их роста и обновления, можно воспринять свою национальную культуру не изолированно, а в органическом единстве с культурами других этносов, чьи духовные ценности входят как составляющие в единую общемировую культуру. Движение общенациональных культур в целом, в их методологическом развитии, в частности, не могут быть ограничены пределами национального сознания и национальной культуры. Уже много столетий в литературном процессе существеннуюроль играет воздействие национальных литератур и других форм общественного сознания ( Г.Гачев, Ковалев Ю.В. ) В связи с этим особую актуальность в школьном литературном образовании, где предусмотрено изучение русской национальной литературы и литературы народов мира, приобретает развитие способности у школьников к

пониманию и сотрудничеству с людьми иной культуры, иного языка, убеждений, развивающих принципы толерантности и навыки межкультурной коммуникации. Данные теоретические и методические установки воплощены и в учебном пособии («Русская и зарубежная драматургия в школьном изучении». Учебное пособие в 2-частях.Спб.2004, 2008 гг). В изучении зарубежной и национальных литератур Е.С.Роговер предлагает оптимально выстроить культурный диалог в процессе анализа литературного произведения, опираясь .на фундаментальные труды Д.Благого, Г.Гуковского, Б.Томашевского, Б.Храпченко, Б.Мейлаха и др.

Проблема развития русской литературы в ее взаимосвязанном изучении с мировыми литературными процессами раскрывается и в докторской диссертации Е.С.Роговера. Избранные им методы анализа, приемы работы с текстом помогают донести до ученика неповторимость национальной и мировой культуры и литературы в их взаимослиянности и отличии. Используя метод сравнительного изучения литературы, методист устанавливает общие закономерности, наиболее ярко проявляющиеся в типологическом сходстве литературных процессов, а также и в их различии. Избранный метод анализа выполняет, на наш взгляд, несколько функций. Во-первых, он является определенным синтезом предшествующего изучения отдельных национальных литератур; Во-вторых, — исходным для дальнейшего изучения национальной специфики сравниваемых литератур. В-третьих, сравнительное рассмотрение литературных произведений позволяет ставить и разрешать общие закономерности развития мировой литературы и точнее и богаче выявить национальное своеобразие собственной литературы.

Говоря о колоссальной познавательной роли искусства, мы принимаем как

аксиому положение о том, что через искусство мы познаем жизнь,

обогащаемся духовно, развиваем свой интеллект, искусство дает нам

прелесть переживания тех моментов жизни, которых не бывает вообще, но в

которых есть основа жизни, законы жизни.

Интерпретация литературных произведений в других видах искусства,

установление интертекстуальных связей с кино, живописью, театральными

постановками в книгах Е.С.Роговера заставляют нас, читателей, взглянуть

по-другому на известный литературный текст. Особую актуальность в

школьном литературном образовании, где предусмотрено изучение русской

национальной литературы и литературы народов мира, приобретает развитие

способности у школьников к пониманию и сотрудничеству с людьми иной

культуры, иного языка, убеждений, развивающих принципы толерантности

и навыки межкультурной коммуникации. В его пособии «Русская литература

20 века» представлены вопросы и задания, предусматривающие опыт

сравнения, например.- Сравните два одноименных стихотворения

Н.Гумилева и И.Бунина «Венеция» и сделайте выводы о своеобразии их

подхода к одноименной теме. Даны развернутые справки учащимся, что

читать об авторе, представлены возможные темы сочинений.

Сегодня сфера взаимодействия литератур расширяется, охватывая

практически все народы нашей страны, вовлекая в процесс культурного

«общения» и фольклор, и литературу, и культуру мира в самом широком

смысле понимания. Встреча двух культур, двух языков - это всегда

проверка на человечность, на предрасположенность и предназначенность к

ней. Наиболее удивительные встречи культур, людей, максимально

отдаленных друг от друга в пространстве земли, языка подтверждают

естественность «человекостремительного начала», которое проявляется в

бескорыстии стремления к контакту, в умении установить этот контакт, то

есть найти то невидимое «ядро», которое угадывается иногда на

бессознательном уровне.

Главным принципом диалога культур является сравнение, предполагающее,

прежде всего отбор, установление и совершенствование произведений культуры

во взаимосвязи и взаимовлиянии. Нет культуры, которая не знала бы опыта

сравнения, она является определенным «пространством», где обмениваются и рождаются смыслы, которые стремятся быть переведенными с одного языка на

другой. Диалог культур - это прежде всего понимание уникальности и

неповторимости каждого народа. В настоящее время диалог приобретает

характер образовательной идеи расширения и углубления дисциплин

культурологического и филологического циклов, и эти идеи развивает в своих

исследованиях Е.С.Роговер.

Русская литература и культура - явление уникальное для сравнительно-

исторического анализа, поскольку в ее основе содержится гармоничный сплав

элементов восточного и западного культурных истоков. Славянский мир,

находясь между Востоком и Западом, вступает в "диалог" с ними, принимая черты того и другого мира. Удивительнейшим образом и те и другие качества сочетаются в русском человеке, веками живущем на стыке Востока и Запада, вбирающем активное воздействие со стороны этих двух мировых культур, и творящем в этом взаимовлиянии свою уникальную культуру. Очевидно,

именно эту «способность всемирной отзывчивости... как главнейшую

способность нашей нации» и имел в виду Ф.М.Достоевский, когда говорил о

том, что Пушкин мог «воплотить в себе... гений чужого, соседнего народа».

Пушкин, по мнению Ф.М.Достоевского, «явление невиданное и неслыханное, а

по-нашему и пророческое» еще и потому, что он «обладает свойством

перевоплощаться вполне в чужую национальность». В этом «выразилась наиболее его национальная русская сила, выразилась именно народность его поэзии...

Ибо, что такое сила духа русской народности как не стремление ее в конечных

целях ко всемирности и всечеловечности.

В существующих школьных программах отражены приметы нынешнего

времени - отражение идеи осознания национального своеобразия русской

культуры в сопряжении с мировым художественным процессом. Принцип

педагогического сопряжения разнонациональных культур предполагает

приемы сопоставления, переноса, поиска аналогии знакомых, понятных и

привычных фактов, явлений, художественных образов, свойственных родной

культуре, с типологически сходными явлениями культуры инонациональной

для более глубокого постижения как родного, так и чужеродного

культурного материала. Творческая деятельность учеников также

предполагает осуществление своеобразного переноса, аналогии, преодоление

функциональной фиксированности. И в этом колоссальную роль играет

развитое читательское воображение учащихся. Читательское восприятие и

читательское воображение рассматриваются через триаду «автор-текст-

читатель, которую определил еще Аристотель. Постигая текст и его смыслы,

мы рассматриваем сам текст не только как результат взаимодействия и

общения между автором и читателем, но и как его «бытование» в разные

исторические эпохи в читательском сознании Читатель в процессе

восприятия и понимания текста привлекает свой чувственный жизненный

опыт. Читая, он конструирует в своем воображении новую ситуацию,

получает новый опыт. И вероятно справедливым является утверждение о

том, что в каждом человеке живет художник, так как в каждом присутствует

уникальная способность воображать и преображать, пусть даже в мечтах,

творить, и пусть эти творения не являются в подлинном смысле

произведениями искусства, но человек, таким образом, творит самого себя.

На это и направлено искусствоведческое, литературоведческое,

методическое и педагогическое творчество Е.С.Роговера.

Ефим Соломонович! С днем рождения, с юбилеем, здоровья и долгих лет

жизни!!!

Людмила Ивановна Коновалова

Избранные посты
Архив
Подпишитесь
  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey Instagram Icon