Ядровская Елена Робертовна

Должность в Совете: Председатель

 

Доктор педагогических наук, доцент

Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, кафедра образовательных технологий в филологии.

Направления научной деятельности: литературное развитие, интерпретационная деятельность, литературная компетентность читателя-школьника, профессиональная компетентность учителя литературы, интерпретация текста в аспекте образовательных задач.

Персональный сайт: spbeducation.wixsite.com/elena-yadrovskaya

Список основных публикаций

  • Как воспитать читателя? / Методист, литературовед, поэт, историк искусства / под ред. проф. Петрова А. А. СПб, 2017. С. 116–121.

  • Ядровская Е. Р. Научно-методический совет по преподаванию литературы и русского языка: синергия идей и подходов / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 9–10 (113). С. 60–64.

  • Ядровская Е. Р. От истории школьных письменных работ по литературе — к проблеме «возвращенного» сочинения / Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 11-1 (65). С. 208–214.

  • Черняк М. А., Ядровская Е. Р. Петербургский читательский форум: из опыта расширения поля читательских ориентаций. — Школьная библиотека, 2016. — № 7. — С. 10–17.

  • Петербургская интонация Года литературы: к вопросу об образовательных проектах по продвижению чтения. — Школьная библиотека, 2015. — № 10. — С. 22–30

  • Патриотическое воспитание русского языка и литературы / Образование XXI века: аспекты введения ФГОС в общеобразовательном учреждении. Выпуск 6. Рекомендации по введению ФГОС в общеобразовательной школе. Отв. ред. к.ф.н., доц. А.И. Дунев. – СПб.: САГА, 2015. – 116 с. С. 29 – 35.

  • Воспитание гражданина-патриота в вузе: Методические рекомендации / Под ред. проф. Р. У. Богдановой. — Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. — 86 с.

  • Интерпретационная деятельность в свете обновления образовательных стандартов / Образование XXI века: аспекты введения ФГОС в общеобразовательном учреждении. Выпуск 6. Рекомендации по введению ФГОС в общеобразовательной школе. Отв. ред. к.ф.н., доц. А.И. Дунев. – СПб.: САГА, 2015. – 116 с. С. 48-52.

  • Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература): Опыт построения терминосистемы / Под общей ред. Е. Р. Ядровской, А. И. Дунева. — СПб.: Свое издательство, 2015. – 306 с.

  • Открытая методика: поиск — исследования — творчество: Сборник научных докладов и статей по методике преподавания русского языка и литературы / под ред. Е. Р. Ядровской. — СПб.: «Свое издательство», 2015. — 316 с.

  • Школьники пишут о войне. Три сюжета по материалам детских сочинений. — Литература в школе. — № 11. — 2015. — С. 25–27.

  • Потребность в высоком. Об опыте духовного и нравственного переживания // Литературная газета (Приложение «Словесник»). — 2015. — Выпуск 5 (16). — С. 4.

  • Петербургский читательский форум: итоги и перспективы // Литература в школе. — 2014. — № 12.

  • Поиски новой эпохи. Литература 20-ых годов (обзор) // Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 1 / [В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, А. В. Белова и др.]; под ред. В. Г. Маранцмана; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» — российской школе». — М.: Просвещение, 2014. — 5-е изд. — 399 с.: ил. — (Академический школьный учебник). — С. 187–205.

  • Обзор литературы 50–90-ых // Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 2 / [В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, Л. С.Дубшан и др.]; под ред. В. Г. Маранцмана; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» — российской школе». — М.: Просвещение, 2014. — 5-е изд. — 415 с.: ил. — (Академический школьный учебник). — С. 180-205.

  • Е. И. Замятин // Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 2 / [В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, Л. С. Дубшан и др.]; под ред. В. Г. Маранцмана; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» — российской школе». — М.: Просвещение, 2014. — 5-е изд. — 415 с.: ил. — (Академический школьный учебник). — С. 158–167.

  • Литература последнего десятилетия // Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 2 / [В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, Л. С. Дубшан и др.]; под ред. В. Г. Маранцмана; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» — российской школе». — М.: Просвещение, 2014. — 5-е изд. — 415 с.: ил. — (Академический школьный учебник). — С. 321–329.

  • От чтения к творчеству. О возвращении сочинения и судьбе школьного литературного образования // Учительская газета. — 2014. — № 22.

  • О судьбе школьного литературного образования // Литературная газета (Приложение «Словесник»). — 2014. — № 27. — С. 3.

  • В сфере школьного литературного образования нам есть, что сказать миру // Столичное образование, 2014. — № 6/7. — С. 41–43.

  • Литературное образование: что нужно менять? // Учительская газета. — 2014.

  • «Я читаю — следовательно, я существую!»: образовательные проекты по чтению в культурной столице России // Школьная библиотека. — 2014. — № 8. — С. 28–31.

  • Взаимосвязь литературоведческих приемов и приемов художественной интерпретации произведения как путь к диалогу читателя-школьника с автором произведения (на материале «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина) // Авторские миры в художественном тексте XIX–XX веков: материалы международной научной конференции (Курск, 28–30 июня 2013 г.) / под ред. Н. З. Коковиной, Г. Л. Ачкасовой, И. П. Михайловой; Курск, гос. ун-т. — Курск: КГУ, 2014. — 316 с. — С. 262–278.

  • Интерпретационная деятельность читателя-школьника в свете обновления образовательных стандартов // Образование XXI века: аспекты введения ФГОС в общеобразовательном учреждении. Выпуск 6. Сборник научно-методических статей. Отв. ред. к. ф. н., доц. А. И. Дунев. — СПб.: САГА, 2013.

  • О значимости методической системы В. Г. Маранцмана в решении проблем современного школьного литературного образования // I Международный Форум словесников (19–20.10.2012, Санкт-Петербург): сборник статей.— СПб.: ООО «Книжный дом», 2013.

  • В. П. Астафьев // Литература. 5 класс. / Под ред. В. Г. Маранцмана. Гриф: Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Серия «Академический школьный учебник». — М.: Просвещение, 2013. — 3-е издание. — С. 50–51.

  • Д. Дефо. Робинзон Крузо // Литература: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Под ред. В. Г. Маранцмана. Гриф: Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Серия «Академический школьный учебник». — М.: Просвещение, 2013. — 3-е издание. — С. 105–107.

  • Н. А. Заболоцкий // Литература. 9 класс. / Под ред. В. Г. Маранцмана. Гриф: Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2013. — 6-е издание. — С.330–361.

  • Обзор литературы 50–90-х годов // Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2-х ч. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2013. — 4-е издание. — Ч. 2. — С. 180–199.

  • Романтизм и реализм в зарубежной литературе первой половины XIX века // Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Под ред. члена- корр. РАО В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2013. — 10-е издание. — Ч. 1. — С. 5–16.

  • Развитие реализма в зарубежной литературе второй половины XIX века // Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2х ч. / Под ред. члена- корр. РАО В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2013. — 10-е издание. — Ч. 2. — С. 360–369.

  • Поиски новой эпохи. Литература 20-х годов (Обзор) // Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2х частях / Под ред. члена-корр. РАО В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2013. — 4-е издание. — Ч. 1. — С. 187–205.

  • Евгений Иванович Замятин // Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2х ч. / Под ред. члена-корр. РАО В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2013. — 4-е издание. — Ч. 2. — С. 158–167.

  • Литература последнего десятилетия // Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2х ч. / Под ред. члена-корр. РАО В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2013. — 4-е издание. — Ч. 2. С. 321–329.

  • Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5-11 классы): монография // СПб: ООО «Книжный Дом», 2012 (январь). — 184 с.

  • Литературная компетентность читателя-школьника // Современное филологическое образование в школе и вузе: сборник статей II международного педагогического семинара (Санкт-Петербург, 2012). — СПб.: ООО «Книжный дом», 2012 (июнь). — 152 с. — С. 20–28.

  • Литературное развитие как ключевой концепт методики преподавания литературы // Образование XXI века: формирование условий для создания успеха учителя и ученика в общеобразовательном учреждении. Выпуск 5. Сборник научно-методических статей. Отв. ред. к. ф. н., доц. А. И. Дунев. — СПб.: САГА, 2012. — 104 с. — С. 31–36.

  • Интерпретация текстов искусства: Учебное пособие / Под ред. Е. Р. Ядровской. // СПб: Свое издательство, 2011. — 196 с.

  • Чтение как диалог. Уроки литературы в основной школе: учебно-методическое пособие // СПб: ООО «Книжный Дом», 2011. — 262 с.

  • Методические рекомендации по использованию ООР // Образовательный потенциал открытого образовательного ресурса «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены»: научно-методический комментарий. — СПб., 2011. — С. 46–50.

  • Интерпретационная деятельность читателя-школьника в процессе литературного образования // Материалы научно-методической конференции «Филологическое образование: современные стратегии и практики» (13 мая 2011 г.): сб. науч.-метод. ст. Вып. 1. / отв. ред. В. А. Доманский, Л. И. Коновалова. — СПб.: ЛОИРО, 2011. — 334 с. — С. 86–94.

  • Инновационный интегративный курс для школы и вуза // Школа  вуз в условиях непрерывного образования: сборник статей. — СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. — 208 с. — С. 24–31.

  • Роль литературного образования в решении актуальных проблем современной социокультурной ситуации // Ценности гуманитарного образования в поликультурном социуме. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Саранск, 29–31 октября 2009 г). — Саранск, 2009. — 476 с. — С.461–467.

  • Формировать ценностно-смысловое отношение к искусству и жизни. Литературное развитие как базовый концепт в определении задач школьного литературного образования (1 ч.) // Русская словесность в школах Украины. — 2010. — № 3. — С. 36–39.

  • Формировать ценностно-смысловое отношение к искусству и жизни. Литературное развитие как базовый концепт в определении задач школьного литературного образования (окончание) // Русская словесность в школах Украины. — 2010. — № 4. — С. 41–44.

  • Интерпретация художественного произведения // Интеллект будущего. — 2009. — № 1. — С. 50–55.

  • Обзорные темы в курсе литературы 11 класса // Методические рекомендации. Литература: 11 кл.: Рекомендации: кн. для учит. / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, 2009. — С. 210–232.

  • Литература последнего десятилетия // Литература. 11 класс. Учебник в 2-х ч. / Под ред. В. Г. Маранцмана. Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» — российской школе». — М.: Просвещение, 2009. — Ч. 2. — С. 321–329.

  • Поиски новой эпохи. Литература 20-ых годов (обзор) // Литература. 11 класс. Учебник в 2-х ч. / Под ред. В. Г. Маранцмана. Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» — российской школе». — М.: Просвещение, 2009. — Ч. 1. — С. 187–205.

  • Обзор литературы 50–90-ых. // Литература. 11 класс. Учебник в 2-х ч. Под ред. В. Г. Маранцмана. Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» — российской школе». – М.: Просвещение, 2009. — Ч. 2. — С. 180–199.

  • Проблема творческих работ в школьном литературном образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, (тираж 300). — СПб., 2009. — № 112. — 320 с. — С. 63–72.

  • Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством и путь творческого развития личности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, (тираж 300). — СПб., 2009. — № 113. — 316 с. — С. 76–82.

  • Творческая деятельность читателя-школьника как путь реализации воспитательных целей и задач школьного литературного образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск 10 (1). — Пятигорск: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2009. — С. 94–98.

  • Анализ и соотношение понятий «Литературное развитие читателя-школьника», «литературная компетентность», «читательская компетентность» // Мир науки, культуры и образования. — Горноалтайск, 2009. — № 5(17). — С. 132–139.

  • Анализ понятия «интерпретация» в аспекте методики преподавания литературы // Известия Южного федерального университета. — 2009 — №10. — С. 125–135.

  • Пьеса Е. Гришковца «Одновременно или одновременно в дискурсе читательской интерпретации» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, (тираж 300). —СПб., 2009. — № 114. — 320 с. — С. 147–155.

  • Программа под ред. В. Г. Маранцмана как путь воспитания нового читателя // Материалы международной конференции «Глобальный мир: Гуманитарный кризис или момент развития». Апрель 2008 года. — СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. — 430 с. — С. 338–340.

  • Повесть о победе «царства любви» над «царством ненависти». Изучение повести Дж. Лондона «Белый клык» // Методические рекомендации. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации / [В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, Е. Р. Ядровская и др.]; под ред. В. Г. Маранцмана; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд. «Просвещение». — М.: Просвещение, 2008. — 255 с. — (Академический школьный учебник). — С. 191–196.

  • Изучение лирики М. Ю. Лермонтова // Методические рекомендации. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации / [В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, Е. Р. Ядровская и др.]; под ред. В. Г. Маранцмана; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд. «Просвещение». — М.: Просвещение, 2008. — 255 с. — (Академический школьный учебник). — С. 110–115.

  • Изучение лирики А. В. Кольцова // Методические рекомендации. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации / [В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, Е. Р. Ядровская и др.]; под ред. В. Г. Маранцмана; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд. «Просвещение». — М.: Просвещение, 2008. — 255 с. — (Академический школьный учебник). — С. 103–110.

  • Изучение рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» // Методические рекомендации. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации / [В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, Е. Р. Ядровская и др.]; под ред. В. Г. Маранцмана; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд. «Просвещение». — М.: Просвещение, 2008. — 255 с. — (Академический школьный учебник). — С. 154–159.

  • Литературное творчество как вид читательской деятельности школьника и своеобразие творческих работ в 5 классе // Методические рекомендации. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации / [В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, Е. Р. Ядровская и др.]; под ред. В. Г. Маранцмана; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд. «Просвещение». — М.: Просвещение, 2008. — 255 с. — (Академический школьный учебник). — С. 197–215.

  • Изучение поэмы А. С. Пушкина «Полтава» // Методические рекомендации. Литература: 6 кл.: метод. рекомендации: кн. для учит. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2008. — С. 102–116.

  • Изучение «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя // Методические рекомендации. Литература: 6 кл.: метод. рекомендации: кн. для учит. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2008. — С. 146–151.

  • Изучение рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» // Методические рекомендации. Литература: 6 кл.: метод. рекомендации: кн. для учит. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2008. — С. 195–202.

  • Читатель и время // Рабочая книга по литературе. 5–6 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2008.

  • В. П. Астафьев // Литература. 5 класс. / Под ред. В. Г. Маранцмана. Гриф Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Серия «Академический школьный учебник». — М.: Просвещение, 2008. — С. 144–199.

  • Д. Дефо. Робинзон Крузо // Литература: 6 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Под ред. В. Г. Маранцмана. Гриф Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Серия «Академический школьный учебник». — М.: Просвещение, 2008. — С. 105–107.

  • Об элективном курсе «Интерпретация художественного произведения» // Наука и высшая школа — профильному обучению (материалы Всероссийской научно-практической конференции 17–18 октября 2006 года): В 2 ч. — Ч. 1. — СПб., 2007. — С. 156–159.

  • О роли  творческих работ в реализации целей литературного образования или «Что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали» // Процессы модернизации отечественного образования: Материалы XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство». — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — С. 63–67.

  • УМК по литературе под ред. В. Г. Маранцмана как школа диалога с художественным произведением и самим собой // Сборник: Материалы конференции «Академический школьный учебник — дорога в будущее». — СПб.: Академия, 2007. — С. 274–284.

  • Роль курса «Интерпретация художественного произведения» в эстетическом воспитании и духовном преображении личности // Художественное образование ребенка: история и современность. Материалы I Международной конференции 26–28 ноября 2007 Санкт-Петербург / Под общ. ред. Т. А. Барышевой, В. А. Шекалова. — СПб.: Сага, Наука, 2007. — С. 141–145.

  • Интерпретация художественного произведения и критерии оценки творческих работ // Сборник статей «Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов в транспортном ВУЗе». — СПб.: «Парк Ком», 2007. — С. 260–267.

  • О критериях оценки творческих работ по литературе // Вопросы речевого развития учащихся в школе и в вузе: Сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-методической конференции. — Иваново, 2007. — С. 191–195.

  • Интерпретация художественного произведения как процесс творческого отношения к миру и духовно-нравственного  преображения личности // Герменевтический подход в гуманитарном образовании: коллективная монография / под. ред. Е. О. Галицких. — Киров: Изд.-во ВятГГУ, 2007. — 173 с. — С. 117–132.

  • Н. А. Заболоцкий // Литература. 9 класс. / Под ред. В. Г. Маранцмана. Гриф: Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2007. — С. 330–361.

  • Современная литература в базовой и профильной школе: Учебно-методическое пособие // СПб.: «Сага», «Наука», 2007. — 336 с.

  • Интерпретация художественного произведения: факультативный курс для старшеклассников и студентов // Учебное пособие под общей ред. В. Г. Маранцмана // СПб.: «Сага», «Наука», 2007. — 138 с.

  • Роль среды в жизни одаренных школьников // Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства. Материалы международной конференции, апрель 2006 г. — СПб.: СПбГУ, 2006. — С. 318–323.

  • Творческие работы по литературе как  путь сопряжения внутреннего и внешнего диалогов читателя // Гуманитарные проблемы современной цивилизации: VI Международные лихачевские чтения, 26–27 мая 2006 года. — СПб.: СПбГУП, 2006. — С. 357–360.

  • Творческие работы по литературе как вид читательской деятельности школьника и диалог с искусством // Экология культуры и языка: проблемы и перспективы: Сборник научных докладов и статей международной научной конференции. / Сост. Т. В. Винниченко, Т. В. Петрова. — Архангельск: КИРА, 2006. — 432 с. — С. 297–303.

  • Программа по литературе для основной и профильной школы под редакцией члена-корреспондента РАО, проф. В. Г. Маранцмана как путь литературного, духовного и нравственного развития современного читателя-школьника // Мир русского слова. — 2006.— № 2. — С. 14–19.

  • Обзорные уроки по современной лирике // Методические рекомендации. Русская литература последних десятилетий: конспекты уроков для 11 класса. / Составитель Т. Б. Угроватова, редактор В. Г. Маранцман. — М.: Просвещение, 2006. — С. 229–241.

  • Обзорные уроки по современной драматургии // Методические рекомендации. Русская литература последних десятилетий: конспекты уроков для 11 класса. / Составитель Т. Б. Угроватова, редактор В. Г. Маранцман. — М.: Просвещение, 2006. — С. 207–215.

  • Об обзорных уроках по современной лирике и драматургии // Методические рекомендации Русская литература последних десятилетий: конспекты уроков для 11 класса. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2006. — С. 203–206.

  • Романтизм и реализм в зарубежной литературе первой половины XIX века // Литература. 10 класс. Академический школьный учебник. В 2-х ч. / Под ред. В. Г. Маранцмана. Гриф: Допущено Министерством образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2006. — Ч. 1. — С. 5–16.

  • Проблема «Ребенок и семья» в контексте современного информационного пространства // Материалы XII международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети». 21–23 апреля 2005 г. — СПб.: СПбГУ, 2005. — 74–77.

  • Вселенная слова // Практический журнал для учителя и администрации школы. — 2005. — № 5. — С. 48–52.

  • Д. Лондон. 5 кл. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–9 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2005. — С. 53–55.

  • В. П. Астафьев. 5 кл. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–9 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2005. — С. 50–51.

  • И. А. Бунин. 8 кл. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–9 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2005. — С. 150–152.

  • Э. По. 8 кл. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–9 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана.— М.: Просвещение, 2005. — С. 140–142.

  • Поиски новой эпохи // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10–11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2005. — С. 93–97.

  • Социалистический реализм // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10–11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2005. — С. 97–99.

  • И. А. Бунин // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10–11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2005. — С. 101–105.

  • Е. Н. Замятин // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10–11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2005. — С. 147–148.

  • Обзор литературы 50–90 гг. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10–11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2005. — С. 138–144.

  • Грустные сатиры М. Жванецкого // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных  учреждений. Литература. 10–11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2005. — С. 158–159.

  • Сердечные повести В. Токаревой // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10–11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2005. — С. 159–160.

  • Детективные фантазии Б. Акунина // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10–11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2005. — С. 160–161.

  • По страницам журналов // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10–11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2005. — С. 161–162.

  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя в VI классе // Литература в школе. — М., 2005. — № 12. — С. 41–43.

  • Пробуждение эмоциональной отзывчивости в читателях-школьниках при изучении жанра баллады. Воспитание учащихся в процессе обучения русскому языку и культуре речи // Материалы VII Ушаковских чтений. Иваново, 4 ноября 2004 г. — Иваново: Ивановский гос. Ун-т, 2005. — С. 133–147.

  • «Пока свободою горим»… Литература как учебный предмет в контексте проблемы «Государство и дети». Проблемы поликультурного образования: государство и школа // Материалы XI международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети». 21–23 апреля 2004 г. — СПб.: СПбГУ, 2004. — С. 187–191.

  • Жанр баллады на уроках литературы в 6 классе // Методические рекомендации. Сборник научных трудов кафедры филологических дисциплин. — Вып. II, 2004. — С. 39–46.

  • Литературное творчество школьников // Программа учебного курса. Сборник научных трудов кафедры филологических дисциплин. — Вып. II, 2004.

  • А. С. Пушкин. «Пиковая дама» // Литература: 9 кл.: метод. рекомендации: кн. для учителя. Под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2004. — С. 11–29.

  • Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон» в 6 классе // Литература в школе. — М., 2004. — № 7. — С. 34–37.

  • Проблема создания системы творческих работ по литературе в контексте литературного образования // Сб. материалов: Мiжнародна науково-практична конференцiя «Лiтературний дискурс: генезис, рецепцiя, iнтерпретацiя». — Киiв, 2003. — С. 120–139.

  • Диалог как основа творческой деятельности // Сборник научных трудов кафедры филологических дисциплин. — Вып. I. — СПб., 2003. — С. 29–39.

  • Категория креативности в современных гуманитарных науках // Сборник научных трудов кафедры филологических дисциплин. — Вып. I. 2003. — С. 7–22.

  • Изучение сказки А. С. Пушкина «Золотой петушок» в 7 классе // Методические рекомендации. Сборник научных трудов кафедры филологических дисциплин. — Вып. I, 2003. — С. 156–177.

  • О профессиональной подготовке студента – будущего учителя литературы (из опыта работы филиала РГПУ им. А. И. Герцена в г. Волхове) // Литературное и художественное образование школьников. Материалы международной научно-практической конференции. — СПб., 2002. — С. 139–142.

  • К вопросу о профессиональной подготовке студента // I Герценовские чтения в г. Волхове. Научно-практ. Конференция. — СПб., 2002 — С. 14–15.

  • Творческие работы учащихся по литературе как диалог с искусством и собственной личностью // VII международная конференция «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». — СПб.: СПбГТУ, 2000. — С. 227–231.

  • Эрнст Гофман. «Щелкунчик и мышиный король», 5 класс // Литература в школе. — М., 1998. — № 8. — С. 130–138.

  • Продуманная система литературного развития. Литература в школе // Первое сентября. — 1998. — № 29.

  • Письменная речь и рисование // II Царскосельские чтения. Межрегиональная конференция. Вишняковские чтения. Т. IV. — СПб., 1998. — С. 51–53.